Об артисте Купить диск! НОВЫЙ АЛЬБОМ! АФИША! Пригласить к СЕБЕ Нужен ЧЕЛОВЕК
Дискография
Фотогалерея
Аудио
Видео
Табулатуры
Интервью
Статьи
Контакты
Наумов в сети





Link to old website
49 вопросов и ответов (Наталия Давыдова, 2004)

Интервью брала Наталия Давыдова

1. Помните ли Вы вашу первую песню, и когда она была написана?
   -"Депрессия". Музыка была сочинена в 1976, мне было 14 лет. А текст написан спустя шесть лет. 

2. В одном из интервью, по моему газете “Иванов” в начале 90-х Вы говорили, что не считаете тексты своих песен “стихами”, а считаете именно “текстами”. Не изменилось ли Ваше мнение на этот счет сейчас? и нет ли желания издать печатный сборник своих произведений?
   -Нет, мое отношение к ним, как текстам, остается в силе. Речь здесь не идет о ложной скромности, самоуничижении и т.п. Это лишь означает, что по авторскому замыслу слова, написанные к музыке, не предназначались для самостоятельной жизни в качестве отдельных языковых произведений и я, как автор, не вижу в них такого потенциала. Они вызваны к жизни музыкой - с тем, чтобы став неотьемлемой частью песен, быть именно спетыми, а не прочитанными, как стихи. Я не отвергаю идею их публикации, но не вижу смысла в том, чтобы делать это до издания основных задуманных альбомов. 

3. Пишите ли Вы прозу?
   -Нет. Во всяком случае, пока :-) 

4. Поддерживаете ли Вы сейчас контакт с кем-либо из российской “рок-тусовки”, в частности с Константином Кинчевым. Хотелось бы узнать Ваше отношение к тому, что делает группа Алиса в последнее время. Речь идет о резком уклоне в русский патриотизм и православие. 
   -Когда у меня бывают концерты в Питере, я вижусь с Кирой Комаровым, вот пожалуй и вся "рок-тусовка". С Костей Кинчевым мы не виделись с середины 90-х. У меня не получалось следил за тем, что он делал в последние годы, посему я затруднюсь ответить на вопрос о "резком уклоне". Насколько я знаю, у Кости довольно обширный репертуар. Есть (или, во всяком случае, был) целый пласт городских баллад исполняемых им под акустическую гитару, интимных и ранимых. Но они предполагают определенную аудиторию и атмосферу. А в составе "Алисы" кинчевский сценический посыл в значительной мере строился на противостоянии внешнему оппоненту. Во всяком случае, в 80-х было так. Время идет, оппоненты меняются... 

5. Как Вы считаете, этично ли объединять творчество с религией или политикой?
   -Это непростой вопрос. На него было бы легко ответить, если подразумевать под указанным "обьединением" сознательные и рассчетливые манипуляции того или иного художника с целью извлечения социальной выгоды. Но ведь часто у художника эти вещи органично сплетены воедино. Возьмите Маяковского. При Советской власти как сыр в масле катался. Но лицемерил ли он, создавая "Стихи о советском паспорте" или "Поэму о Ленине"? Едва ли. Он жил и дышал этим. 

6. Сейчас как часто Вы даете концерты в США, и кто в основном их посещает? 

   -После рождения сына в июле 2003-го я взял тайм-аут и на сцену вернусь лишь в середине весны 2004-го. Посетители концертов в Америке - разные и по возрастному составу и по этнической принадлежности. Но, как правило, это думающие люди. 

7. Как вы относитесь к тезису, что рок-музыке место в небольших залах и подвалах, а на стадионах она умирает?
   -Рок року рознь. Музыка AC/DC на стадионах будет жить и здравствовать, музыке 
Роберта Фриппа придется нелегко, а моей - так уж точно кранты.

8. Вы очень много сыграли квартирных концертов. Как Вы относитесь к тому, что сейчас в России эта традиция возрождается. Согласились бы Вы сейчас сыграть квартирный концерт?
   -Квартирное выступление обладает одной уникальной особенностью - из концертного пространства изьят элемент сцены. Это - как холст, который вытащили из-под стекла, сняли с рамы и дали в руки. В этом есть свои плюсы и минусы. Касательно того, согласился бы я сейчас на квартирник: в принципе - для меня это пройденный этап. Я не исключаю обстоятельств, при которых я рассмотрел бы возможность такого концерта, но поскольку играл бы его с той же отдачей, что и сценические выступления, то и наставивал бы, как минимум, на таких же финансовых условиях. 

9. Как вы относитесь к развернутому Юрием Шевчуком “наступлению” на “попсу”. Ну и к самой российской “попсе”?
   -Наступление на "попсу"? Это новость для меня. А зачем? Пусть себе живет... Она ведь на плаву до тех пор, пока востребована. Раз люди слушают - значит им это нужно. Если у людей наступит пресыщение ею, то она и без "наступлений" свернется. А отношение к самой попсе - это инопланетная музыка. Умом и сердцем ее воспринимать не получается. Она адресована некому органу, которым я, видимо, не располагаю. 

10. Нужно ли делить творчество на “жанры”?
   -В зависимости от того, как формулировать задачу. Человек ведь целокупен. Но вот, скажем, взгляд на человека с точки зрения хиругии: есть ведь разделение на лицевую, полостную, кардио-васкулярную и т д... Так и здесь. Вероятно, есть некие области - социологии, культурологии, финансовой статистики и т.д. в которых такое разделение правомерно. 

11. Выходят ли сейчас Ваши пластинки в США. Звучат ли на радиостанциях песни или музыкальные композиции?
   -Я существую, как независимый художник и сам финансирую, осуществляю и выпускаю свои работы. 
На радиостанциях это звучит иногда.

12. Какие у Вас отношения, если они вообще существуют, с российским монополистом в области отечественной рок-музыки - “Нашим радио”?
   -Насколько я знаю, никаких. 

13. Можно ли узнать историю создания песни “Сказка о Карле”?
   -Гитарный ход был придуман в сентябре 1984 в Новосибирске. Текст писался с февраля по май 1985 года в Питере. Никакой предыстории и прототипов нет - это выдумка от начала до конца. Первой сочиненной строкой было "Если ты не эстет в ожиданьи конца - лей кастет из свинца". Потом она оформилась до куплета - ставшего последним в песне. Потом я вспомнил про известный каламбур и сочинил начальные куплеты. Между двумя полюсами - начала и конца истории - возникло пространство для повествования. Заполнялось оно по большей части из конца в начало. 

14. Основным залом в Москве, в котором вы выступаете уже несколько лет, остается ЦДХ. Если не секрет, в чем причина этого?
   -Он компактный, удобно расположенный, с приличным звуком и более или менее резонной арендной ценой. 

15. Каков был бы Ваш ответ на предложение поехать в тур по России? Какие условия вы бы выставили к организаторам?
   -Я не стал бы заранее озадачиваться. Будет предложение - я его рассмотрю. 

16. Планируется ли выход нового альбома? Если да, то, каким он будет?
   -Появление ребенка на время "заморозило" работу над новым альбомом. У меня есть ряд идей... 
То, что я пока могу сказать - это будет песенный альбом, не инструментальный.

17. Играете ли вы для себя композиции других авторов? Если да, то какие?
   -На сегодняшний день - практически нет. 

18. Как Вы считаете, “Русский рок” существует? если да, то в чем его отличие от других “роков”?
   -Считаю, что существует. По ощущению - в лучших своих образцах он отличается большей 
выстраданностью, более высокой фатальностью. Он - трагичнее...

19. С кем из музыкантов, даже уже умерших, Вы бы хотели играть в одной группы. Если возможно, назовите состав этого “виртуального” коллектива.
   -Наверное лет 20 назад я смог бы дать вразумительный и подробный ответ на это вопрос. 
Сегодня я не стал бы играть в группе.

20. Были ли у Вас предложения сниматься в кино или написать музыку к фильму или спектаклю?
   -Не упомню. 

21. Песня “Поролоновый город” о наркотиках. Существует мнение, что с помощью наркотиков можно расширять сознание, вследствие чего сделать существенный скачок в творчестве. Интересно узнать Ваше мнение по этому поводу?
   -Есть художники, которые шли таким путем и видели в этом смысл. В кругу моих друзей 
был такой человек. И "Поролоновый Город" был написан под впечатлением от общения с ним.
У меня не было заведомо предосудительного отношения к этому "параллельному" миру. То, как мне это виделось тогда (речь идет о начале 80-х), в стране, погруженной в серую, безликую, оболванивающую идеологию, горстка умных и неординарных людей прибегла к наркотикам, как к выходу, как к средству духовного самосохранения - пусть и ценой физического саморазрушения. Я много размышлял над этим и пришел к выводу, что это - не мой путь. Почему? Путем чисто звукового экспериментирования я выяснил, что мое сознание изменяется от взаимодействия со звуком, от находок, происходящих в процессе музицирования. Без какой-либо "химии". Моим "выходом" и спасением оказался Звук как таковой. 
И в "Поролоновом Городе" об этом впрямую говорится.

22. Какой, на ваш взгляд, лучший способ борьбы с депрессией?
   -Не знаю. Любовь, наверное. 

23. Уж если о депрессии, как вы сейчас, через 20 лет оцениваете Ваш первый альбом “Депрессия”?
   -Если быть хронологически точным - через 21 год :-) 
Хорошо оцениваю. Он, конечно, сырой, наивный, детский, но по вибрации - славный. Отзвуки "Депрессии" есть во многих номерах более позднего периода. Это может быть не очевидно со стороны, но я вижу преемственность. 

24 Правда ли, что Игорь Чумычкин был Вашим учеником?
   -Я бы так не сказал. Он был учеником виртуозного хард-рокового гитариста Алексея Белова ("Парк Горького"), брал у него уроки игры... Он был мне близким по духу человеком - так точнее. 

25. Вы были в Нью-Йорке во время терактов 11 сентября? Ваше отношение к проблеме международного терроризма? 
   -Да, я был в Нью-Йорке... Ну как к этому отнестись... Это типа раковой опухоли. Процессы ведь сходны: малигнизация, деструкция, метастазы... Я просто сейчас вспомнил о поговорке "нет худа без добра". Применима ли она в данном случае? И пришел к выводу, что, вероятно, да. На предпосылках этой проблемы у сообществ, доселе не имевших точек соприкосновения, возникает повод для взаимодействия и принятия контр-мер. Нередко для обьединения людей нужна большая беда. Ну, вот она... 

26. Несет ли музыкант ответственность за своих поклонников? Что бы Вы почувствовали, если бы узнали, что кто-то свел счеты с жизнью под аккомпанемент вашего произведения, ведь у Вас довольно много суицидальной тематики в творчестве? 
   -Хороший вопрос. "Ты в ответе за тех, кого приручил". Я могу Вам сказать, что картина сведения 
счетов с жизнью под аккомпанемент моего произведения - непредставима для меня. А обратная -
что, человек решивший покончить с собой, воздержится от этого, услышав мои песни - представима,
и - с легкостью. Почему так? Потому, что несмотря на трагичность, в этих песнях есть сильное  жизнеутверждающее начало. И в этом - их магия. Это парадоксально и дерзко звучит. Но я в это верю всем сердцем. Иначе не выходил бы на сцену. 

27. Вы открытый человек или больше предпочитаете “Жить в себе”? 
   -А это обязательно взаимоисключающие условия? :-) Я могу к себе применить оба, причем в равной степени. 

28. Чувствуете ли Вы себя в Америке своим или все-таки чужаком? 
   -Я приехал в страну вобщем-то сформировавшимся человеком. Наверное, чтобы стать своим, в это общество надо было влиться значительно раньше. Но Америка - не чужая мне страна. Многое из того, что в ней и с ней происходит, я принимаю близко к сердцу. 

29. “Если будешь ты любимым, сразу станешь жестоким, И если хочешь быть счастливым - лучше будь одиноким” - Согласны ли Вы с этим утверждением? 
   -Бывают эмоциональные состояния, для которых приведенные строки достаточно достоверны, но рассматривать их в качестве фундаментального принципа было бы заблуждением. 

30. По Вашему, в чем заключен смысл слова “счастье”? 
   -В разные моменты - в разном. По большому счету - в осуществлении мечты. 

31. Были ли в вашей жизни моменты, когда Вам бы хотелось вернуться в прошлое и что-то изменить? Довольны ли Вы сегодняшним днем? 
   -Во мне нет внутреннего разлада - ни относительно сегодняшнего дня, ни относительно прошлого. 

32. Ваше любимое место в Нью-Йорке и Москве, если такие есть? 

   -В Нью-Йорке таких мест немало - в основном в Манхэттене. А в Москве любимые места - это кухни друзей... 

33. Что бы Вы посоветовали молодым российским музыкантам, которые хотят сделать карьеру на Западе и поэтому пишут песни на английском языке, так сказать, с прицелом? 
   -Вне зависимости от языка и прицела - оставаться собой. 

34. Во время жизни в Ленинграде и Москве, участвовали ли вы в записи альбомов других музыкантов? Если да, то в каких? Аналогичный вопрос и о западных? 
   -Насколько я помню - однажды. В 1988 я сыграл вступление на гитаре к одному тяжелому роковому номеру моего друга Михаила Секея. Пожалуй что и все. 

35. Сейчас у рокеров стало модным выступать с симфоническим оркестром. Не возникало ли у Вас такого желания, в плане эксперимента и альтернативе “электричеству”? 
   -Выступить на сцене с оркестром - не уверен. Например - как им обьяснить, что играть? Я же нот не знаю... А вот внести симфонические элементы в студийные работы - не в качестве альтернативы, но дополнения к "электричеству" - всенепременно и обязательно. 

36. Следите ли Вы за событиями в России? Насколько правдиво, на Ваш взгляд их отражают американские СМИ? 
   -Периодически. Американские СМИ - весьма неоднородная субстанция. В целом, чем выше профессинализм, этические стандарты и уровень независимости журналиста, тем ниже коэффициент искажений. Я не берусь оценить степень правдивости (с чем сравнивать?), но во всяком случае в тех источниках, откуда я черпаю информацию, мне не приходилось сталкиваться с преднамеренной ложью или злопыхательством. 

37. “Игры” с языком. Это получилось случайно, или была цель создавать нечто подобное? 
   -Я не вполне уверен, что понял вопрос. Если Вы об аллитеративных ходах - то это не игра, а серьезная и выверенная работа со словом. Просто мне, как звуковому художнику, такой подход 
к языку казался естественным.

38. Как бы Вы отнеслись к тому, если бы Ваше творчество, как классика русской литературы, через сто лет начали преподавать детям в школе? 
   -И ставить двойки и вызывать родителей в школу за невыученную "Сказку о Карле"? Какой кошмар! 

39. Вам не кажется, что в России Вас так и не оценили по достоинству? Нет ли у Вас какой -либо обиды или сожаления? 
   -Я не соглашусь с Вами. В России меня оценили по достоинству. Просто эта оценка лежит 
вне плоскости шкалы популярности, измеряемой хит-парадами, платиновыми дисками, глянцевыми обложками, презентациями и прочим. Количество признавших сравнительно невелико - возможно, несколько тысяч человек на 150-миллионную страну. Но качество признания - высокой пробы. Вот Вам пример - в прошлом году я отыграл концерт в Воронеже. Город, в котором до этого не был ни разу. 500-местный зал - полон. Две трети зала - люди в возрасте 18-23 лет, многие - из местного университета. Я не сторил программу на хитах - сыграл много сложных и интенсивных номеров. И принимали великолепно. Но вот вопрос: откуда им знать - кто я такой? Я уехал в 90-м. В ту пору им было, соответственно, от 5 до 10 лет - не тот возраст, когда люди серьезно начинают слушать такую музыку. За это время в стране произошла смена эпох, рок-андерграунд перестал существовать. Прошло массовое коммерческое переиздание магнитофонных рок-альбомов на СД, но я в эту волну не попал. В ротации на радио меня нет. Видео-клипов - нет. Тем не менее - они в курсе, и что еще поразительней - им это созвучно. Для меня это - оценка по достоинству. 

40. Если бы у Вас была возможность задать один вопрос Джону Леннону, чтобы Вы у него спросили? 
   -Ничего бы не стал спрашивать. Просто сказал бы, что бесконечно признателен ему за сделанное - он обогатил и украсил мою жизнь. 

41. Были ли у Вас “провальные” концерты, когда не получалось контакта с залом? 
   -Просто уж совсем "провальных" от начала до конца - нет. Но "полу-провальных" - было несколько... 

42. Добро должно быть с кулаками или нужно подставлять щеки? 
   -Наверное смысл духовной эволюции в том, чтобы отталкиваясь от первого принципа в итоге прийти ко второму... 

43. Не огорчаетесь ли Вы, что на протяжении многих лет поклонники хотят слышать от Вас одни и те же песни ("Сказка о Карле", "Театр Станиславского")? 
   -В зависимости от обстоятельств. В принципе, люди вправе настаивать на тех песнях, которые вызывают в них наибольший резонанс, и периодически артисту можно и должно внимать чаяньям своих поклонников. Но бразды концертной драматургии должны быть в руках артиста. Если он позволит превратить себя в обслуживателя заказов ностальгирующей аудитории - ему конец. 

44. Какую публику Вы хотели бы видеть на своих концертах? 
   -В России? Да свою! Она у меня блистательная. 

45. Бывает ли так, что отношение к песне с годами меняется? 
   -Да, бывает. Порой иные смыслы открываются. 

46. Если бы у Вас была возможность сыграть перед всем миром одновременно только одну свою песню, какая бы это была композиция? 
   -Если только одну, да еще перед всем миром - то "Where We Belong". 

47. Если бы какой-нибудь ди-джей сделал удачный ремикс на Вашу песню, как бы Вы к этому отнеслись? 
   -Настороженно. 

48. Нет ли у Вас планов, по примеру других гитаристов-виртуозов выпустить свою видеошколу? 
   -Нет. Но я рассматриваю другую идею - выпустить со временем фильм-концерт снятый в таком ракурсе, чтобы техника звукоизвлечения была бы отчетливо видна - и могла бы служить практикумом для тех, 
кому это интересно.

49. Есть ли у Вас жизненный девиз? 
   -Девиза нет. Есть жизненный принцип: "не потакай низкому". Я стараюсь следовать ему.

09.12.2011
"Каково быть Звездой Рок-н-Ролла" (Ирина Тарабрина, декабрь 2011)
04.05.2011
Интервью с Юрием Наумовым и С.Калугиным для журнала "Ровесник" - оригинальная версия (Ирина Тарабрина, февраль 2011)
23.03.2011
"Рок-игра в ванной" - интервью С.Калугина накануне совместного с Ю.Н. концерта (А.Волков, "Известия/Неделя", 11 февраля 2011)
11.02.2011
"Медленный календарь Юрия Наумова" (Леонид Зоншайн, New York Entertainment Plus, январь 2011)
10.02.2011
«Понятия не имею о том, что такое «сольфеджио» Светлана Плотникова. 01.12.2008
09.02.2011
Из песни блюза не выкинешь… (Даша Симонова , 2007)
08.02.2011
Интервью (Жанар Секербаевa, газета "Инфо-Цес", г.Астана, 2006)
07.02.2011
Из Америки о России (Леонид Зоншайн, 2005)
06.02.2011
49 вопросов и ответов (Наталия Давыдова, 2004)
05.02.2011
33 вопроса и ответа (Елена Савицкая, 2004)








Copyright © 1997-2010 Mark "d0c" Ignatovsky



















commercial advertisement: