Юрий Наумов: "Есть Путь Сердца. Я стараюсь идти этим путем."
17 мая в Центре Культуры и Искусств НТУУ "КПИ" пройдет концерт виртуозного блюз-гитариста и певца Юрия Наумова. Родившийся в Новосибирске музыкант играет на гитаре с 8 лет. В середине '80-х его глубокие и энергетичные песни стали довольно популярны. Одновременно общая травля рок-музыкантов в те времена коснулась и Юрия Наумова. Он уехал из родного города, скитался "между Ленинградом и Москвой", выступал на подпольных концертах. Постепенно песни и гитарные композиции принесли ему славу лучшего блюзового гитариста СССР. Играл один и с группой "Проходной Двор" на многочисленных рок-фестивалях тех времен. В 1990 году эмигрировал в США. Сейчас Юрий Наумов живет в Нью-Йорке, записывает альбомы в домашней студии, выступает в США, России, Израиле. Перед приездом в Киев Юрий согласился ответить на наши вопросы.
-Какие музыканты (кроме Леннона, The Beatles и Led Zeppelin) повлияли на Ваше становление? -Помимо перечисленных я бы еще назвал бас-гитариста Uriah Heep Гари Тэйна (он играл с 1972 по 1975) - его манера произвела на меня большое впечатление в свое время. Из более поздних впечатлений (середина 80-х) - Питер Габриэл. Буквально несколько песен. У человека совершенно поразительное мышление.
-Габриэль всегда выделялся умением увеличивать напряженность своих песен от начала к финалу. На определенном участке производя довольно большой выброс энергии, нечто сродни катарсису не только слушателя, но и музыканта. Такой подход в построении композиций Вам близок? -У Габриэля феноменальные ритмические решения. Среди наиболее любимых песен: San Jacinto и Red Rain. Касательно определенного участка выброса энергии - Питер Габриэль вполне классичен: при условном делении композиции на четыре четверти, кульминация приходится на конец третьей четверти - в принципе это классический стандарт в драматургии. Меня интересовали другие моменты - я довольно рано для себя открыл, что если длительность произведения превышает 6 минут - классическая песенная драматургия (монокульминационная) перестает работать. Я посвятил несколько лет исследованию драматургии длинных песен. Иной расстановке акцентов. Построение, скажем, 10 минутной композиции, так чтобы она слушалась на одном дыхании - весьма причудливая задача, ибо момент поверхностного внимания зачастую вырабатывается за первые 2-3 минуты. И расстановка точек энергетического выброса в долгих композициях производится иначе, чем в коротких номерах. В частности, одной кульминационной точкой, как правило, уже не обойтись. Вообще, это весьма интересная область...
-Насколько автобиографичны и биографичны Ваши песни? Есть ли реальные люди – прообразы героев песен (такие как Карл и пр.)? -Скажем так: истории - выдуманы. Эмоции - реальны.
-Ваше отношение к наркотикам? Их присутствие в песнях… Они антураж или источник счастья, боли и страданий? -Самому попробовать не довелось. Но феномен существования этого "параллельного мира" в свое время поразил меня. Меня не интересовала технология (рецепты, инградиенты и т.п.) Мне были интересны побудительные мотивы и ориентация сознания людей, ставящих на себе такие "опыты". Мне были интересны их судьбы. Среди наркоманов, с которыми мне довелось столкнуться в юности, было немало ярких и талантливых людей, выброшенных на обочину жизни... Но если вы обратили внимание – тема наркотиков в моих песнях неразрывно связано с темой "платы за вход".
-Сама по себе тема наркотиков - очень непростая. Так или иначе - это тема Ухода от Реальности. И если браться за осуждение Ухода, то предметом обсуждения так же должна стать и Реальность. -У меня был друг - феноменальный художник. Писал сюрреалистические картины. И кололся. Песня "Поролоновый Город" - о нем. Работал ночным сторожем в детском саду. На дворе 1984 год. Ни о какой выставке помышлять не приходится. Ни одна галерея не вывесит - побоятся, хотя парень талантлив. Какие у него альтернативы? Первомайские транспаранты малевать? Киснуть на комсомольских собраниях? Бегать по инстанциям, пытаться что-то доказать?
-Как рождаются Ваши песни? Стихи приходят, очевидно, на готовые мелодии? Бывало ли, чтобы какой-то рефрен стал источником и зародышем какой-либо песни? -Да, сначала - Музыка. Необязательно мелодия. Это может быть некая ритмико-гармоническая структура.
-Вы записываете последние альбомы один? -Да. Это - давняя мечта. Еще с конца 80-х я хотел создавать альбомы так, как писатель пишет книгу - в рабочем кабинете в атмосфере сосредоточенного уединения. Буквально последние года полтора-два это стало возможным - в основном благодаря рывку в компьютерных технологиях.
-Каковы Ваши прогнозы в этой области? Что ждет мир в связи с увеличением возможностей домашних компьютеров-студий и распространения музыки через Сеть? Волна домашних поделок, среди которых могут найтись крупицы Музыки? -Ну скажем так: во времена Пушкина и Лермонтова стихи писались гусиным пером и чернилами. Спустя приблизительно 100 лет появились пишущие машинки, что было колоссальным технологическим прогрессом относительно гусиного пера и чернил. Привело ли сие к тому, что число Пушкиных и Лермонтовых возросло? Я не склонен думать, что пролиферация домашних компьютеров-студий и распространения музыки через Сеть повлияет на фундаментальное соотношение между Количеством и Качеством. Но она предоставляет художнику творческие возможности, доселе невозможные ни технологически ни финансово, плюс дает шанс обращения к аудитории напрямую, в обход громоздких и безликих посреднических контор. И уже это - дорогого стоит.
-Допускаете ли Вы живое исполнение Ваших песен вместе с группой? -Не исключено, но все же маловероятно. Такой опыт уже есть и он, в общем-то, безрадостный. Зачем к нему возвращаться?
-С кем из мировых музыкантов Вы хотели бы сыграть? Их песни или свои? -Когда я был юным - о, это был бы длинный список! Сейчас мне трудно себя представить участником чьих-либо проектов, кроме собственных.
-Тогда, допускаете ли Вы участие других (любимых Вами) музыкантов в Ваших проектах. Точнее, кого среди известных музыкантов допустили бы? -Мне легко представить соучастие Игоря Абуладзе (блистательный гитарист и аранжировщик. Играл в 80-х в тбилисской группе Блюз-Мобиль, в настоящий момент живет в Сан-Франциско. Выступил сопродюсером "Фиолетового Альбома"). Он тонко чувствует пространство моей музыки, легок в общении, интеллигентен, музыкально эрудирован и способен принимать элегантные неортодоксальные решения. Касательно участия знаменитых музыкантов - я отношусь к такой перспективе настороженно, ибо риск перерастания совместной работы в борьбу амбиций весьма высок.
-Удивит ли Вас попытка русских рокеров записать альбом-трибют Ваших песен? -Да и весьма.
-Есть ли у Вас песни, которые Вы ненавидите? -У меня были неудачи. Но в общем-то у меня с моими песнями вполне полюбовные отношения. Всё то, что я пою на концертах (и многое из того, что не пою) - значимо для меня. И любимо.
-Кого из современных музыкантов слушаете? -Никого.
-Терпите ли Вы поп-музыку? Хип-хоп? Современную электронную музыку от DJ-ев? -Да, вполне. Внутрь-то она все равно не просачивается. А как негромкий фон у кого-то в гостях - горячего протеста, как когда-то, уже не вызывает.
-Интересуетесь ли мировой музыкой (африканской, исламской, восточной, латиноамериканской)? -В общем - нет. Я попробую пояснить - мой звук рождается как результат внутреннего поиска. Есть Путь Сердца. Я стараюсь идти этим путем. Что-то во мне претерпевает изменения, что-то остается неизменным... И временами мне удается через звук обозначить ту точку или тот промежуток пути, в котором на текущий момент пребывает мое сердце. И сделать это с очень высокой эмоциональной достоверностью. Это довольно тонкий и интимный процесс. Для него очень желательно состояние внутренней тишины. В силу того, что последние годы я сочиняю в основном блюзы, (а они не рождаются из спорадических импульсов - мои блюзы сочиняются довольно медленно) - состояние длящейся внутренней тишины является настоятельной необходимостью. Один из способов достижения этого состояния - отстранение от музыки идущей извне. Я живу в большом городе, где музыка несется отовсюду - из окон домов, проезжающих машин, в магазинах, кафе, фойе кинотеатров... Так или иначе, я все равно невольно взаимодействую с этим звуковым пластом. Но активных поисков я не веду. Все искания - внутри.
-Практикуете ли Вы техники остановки внутреннего диалога в отрыве от музыкального творчества, просто ради самого состояния внутреннего безмолвия? -Нет. Я не занимаюсь этим специально. Есть некие стихийные состояния и я предпочитаю не вмешиваться в их спонтанность. Я не стремлюсь активно к состоянию внутреннего безмолвия (хотя и оно случается). Я ищу звук.
-Юрий, что Вы читаете, смотрите? Какие книги на Вас повлияли и влияют сейчас? Кинематограф, телевидение, мультимедиа-искусства? -Читаю мало. В основном - журналы, из которых - в основном "Нью-Йоркер". ТВ практически не смотрю. Кино... Смотрю, наверное, почаще, но выдающегося мало. Из увиденного за последний год-полтора наверное больше всего понравилась "Матрица". Касательно влияния. Точнее было бы сказать о впечатлении. На меня колоссальное впечатление произвели книги Александра Зиновьева, целый ряд глав из "Зияющих высот", но особенно книги "Желтый Дом" и "Иди на Голгофу". Совершенно гигантский калибр. И поразительное владение языком - по лаконичности, емкости и глубине - пожалуй, беспрецедентный писатель. Так же огромное впечатление произвел булгаковский "Мастер и Маргарита". Из фильмов - наверно одно из самых мощных впечатлений - работа Алана Паркера "Birdy" ("Птичка") (В России этот режиссер более известен по фильму Pink Floyd The Wall - тоже очень достойная работа). Совершенно блистательные работы Милоша Формана "One flew over the cuckoo nest" и "Amadeus".
-Слышали Вы кого-то из украниских рок-музыкантов? Близки ли Вам они? -Вскоре после того, как "Вопли Видоплясова" выступали в Нью-Йорке, я побывал в гостях у знакомого, который ходил на концерт и приобрел записи. Он мне поставил выборочно ряд песен - мне понравилось. Очень достойно звучит.
-Как Вы относитесь к собратьям по "советскому року"? -С симпатией и уважением. Я помню это время и знаю, какой ценой стоило донести свой звук. Честь и хвала тем, кто не сломался. И сочувствие - тем кто сломался. Ибо когда эти, в ту пору юные, мальчики и девочки брали в руки гитары и писали свои первые нескладные песни, они ни малейшего представления не имели о том, через что им предстоит пройти...
-Кого из русских музыкантов "старой школы" выделяете и слушаете? -Именно из музыкантов - я бы назвал Александра Пантыкина (Урфин Джюс). Блистательный композитор и аранжировщик. Мне кажется, что "Человек наподобие ветра", "Гомо Супериор", "Если б заглянул ты в эту пропасть" изумительны и достойно бы слушались и сейчас.
-Хорошо ли относитесь к (относительно) молодым русским рок-группам, таким как Сплин, Текиладжаззз и пр.? -Касательно Сплин - не слышал. Что же до Текиладжаззз - знавал Женю Федорова еще с "Объекта Насмешек". Судя по всему, идеалам своей юности Женя не изменил.
-Есть ли у Вас ученики-гитаристы, певцы? Судя по прессе нет, но собираетесь ли когда-либо брать учеников? -Эта идея настолько причудливо звучит… Я не зарекаюсь - мало ли как будет, но на данном этапе я убежден, что преподавание - не моя стезя.
-Какой город является для Вас родным? (если не Новосибирск, то каково отношение к нему?) -В моей жизни получилось так, что понятие "родина" и понятие "дом" – не совпали. Таким образом, Новосибирск - это родной город, хотя там я и не чувствую себя как дома.
-Название альбома "Violet" – дань какой-либо женщине или всего лишь "любимый цвет" и это действительно "Фиолетовый Альбом"? -Это "Фиолетовый Альбом". И это - дань юношеской мечте.
-Какие планы у Вас? Новые альбомы, совместные проекты, поездки, гастроли? -Главный приоритет на ближайшие годы - запись и выпуск альбомов. Настолько, насколько будут позволять финансовые и временные ресурсы. Всего Вам доброго и до встречи на концерте.
На один из последних моих вопросов, довольно бестактный, о том чувствует ли Юрий Наумов, что он может "разговаривать" на гитаре, как это делают лучшие музыканты, он изящно и тонко посоветовал внимательно послушать его последний альбом "Гитарные истории".
И действительно альбом очень сильный. Как-то неожиданно для меня оказалось, что можно играть настоящую рок-музыку почти на одной гитаре, без всего внешнего антуража. Как мне кажется, сердцевину альбома составляют две вещи – "Night Pub" и "Night on the Highway". "Ночной Кабачок" – короткая, но емкая, насыщенная композиция. С добротой и юмором, бьющим через край. А "Ночь на Хай-Вэе" – длинная композиция с постепенным подводом к появлениею настоящего ритма. Эта вещь просто убила меня на корню – потрясающий драйв! Пару дней ходил под впечатлением. Опять-таки показалось мне, наверное, но почувствовал в ней привет Dire Straits и оплеуху Крису Ри с его затасканной "Road To Hell".
Еще обычно вспоминают композицию "Нью-Йорк, 5-е Авеню". В ней Юрий демонстрирует высочайшую технику и собственные возможности, а также изображает причудливый, смешанный мир большого города. Практически все вещи альбома несут настроение и энергию. Но скорее всего, именно "Night on the Highway" позволит войти гитаристу в ряд мировых имен блюза. На альбоме всего одна песня - "Петербургскому ангелу". Но это и не важно. Ведь главное в альбоме – это гитара. 9-струнная гитара Юрия Наумова, которая рассказывает свои истории…
(Vo-13) source: www.tgmusic.com
|