Об артисте Купить диск! НОВЫЙ АЛЬБОМ! АФИША! Пригласить к СЕБЕ Нужен ЧЕЛОВЕК
Дискография
Фотогалерея
Аудио
Видео
Табулатуры
Интервью
Статьи
Контакты
Наумов в сети





Link to old website
Ассиметрия внутри ритма (КМ.РУ, 15.11.1999)

Ассиметрия внутри ритма

KM.RU

15 ноября 1999 г.
Гитарист-виртуоз Юрий Наумов

   В эти выходные, 13 и 14 ноября, замечательный гитарист-виртуоз Юрий Наумов, с 1990 года проживающий в Нью-Йорке, дал два концерта в Москве в ЦДХ. Все, посетившие ЦДХ в эти дни, могли насладиться совершенно особенной техникой игры Юрия (надо отметить, что играет он на акустической 9-струнной гитаре, что само по себе довольно необычно). Программа концертов была составлена практически полностью из самый известных композиций музыканта. 
  
Теперь немного о самом Юрие Наумове…

   Родился Юрий Наумов 3 мая 1962 года в тогда еще Свердловске (ныне - Екатеринбург), одной из колыбелей советского и русского рока. Через пару лет после рождения его семья переехала в Новосибирск, где он и провел детство и юность. 
   В начале 70-х Наумов увлекся музыкой, к двенадцати годам самостоятельно освоил гитару, на слух исполняя песни "Битлов". Позднее, уже будучи студентом медицинского института начал играть в самодеятельных рок-группах, одна из которых свела его с будущим основателем "Калинова Моста" гитаристом Дмитрием Селивановым. 
   Где-то с 1982 года, под впечатлением от Майка Науменко, Юрий начал сочинять песни, а затем собрал группу "Проходной двор", с которой в домашних условиях записал альбом "Депрессия". Его творчество получило довольно шумный резонанс, следствием чего стало давление со стороны местных властей - по всей стране набирала обороты антироковая кампания, которая, сильно потеснив самодеятельную рок-сцену в столицах, практически уничтожила ее в Новосибирске. Лишенный возможности выступать, Наумов в 1986 отправился в Ленинград. Серия сольных выступлений 1986-87 (как правило, в небольших залах и на квартирах друзей) сделала его песни широко известными, а магнитофонные альбомы "Блюз в 1000 дней" (1986) и "Не поддающийся проверке" (1987), записанные при участии сессионных музыкантов и звучащие иначе, нежели на концерте, упрочили его успех. 
   На 5-м Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 Наумов получил специальный приз "за чистоту и искренность", осенью попытался записать на ленинградской студии фирмы "Мелодия" совместный альбом с близким ему по духу Александром Башлачевым (планировалось издать пластинку, на которой каждый из них имел бы по стороне), а годом позже организовал концертную версию "Проходного двора", в которую вошли Олег Дегтярев (экс-"Рок-Штат", играл на басу), Владимир Михайлов (экс-"Искушение", заведовал клавишными) и Борис Шавейников (экс-"Рок-Штат", сидел за барабанами). Их дебют состоялся на 6-м фестивале рок-клуба в июне 1988 и был высоко оценен музыкальной критикой и слушателями. 
С уходом в сентябре 1988 Шавейникова в "Аукцион", за барабанами появился Петр Трощенков из "Аквариума", однако в дальнейшем группа выступала все реже и реже, и Наумов, ощущая некоторую холодность питерской публики (в ту пору реагировавшей скорее на внешние, нежели на скрытые эмоции), в начале 1989 распустил группу и перенес центр своей активности в Москву. В том же году вышел альбом "Перекати-поле".
   В январе 1990 он показал довольно любопытную программу на фестивале "Рок-акустика 90" в Череповце, а осенью того же года эмигрировал в США. Вопреки мнению скептиков, предрекавшим Наумову карьеру нью-йоркского таксиста, он продолжал зарабатывать на жизнь музыкой. В 1995 выпустил первый из запланированной серии альбомов-настроений "Violet" ("Фиолетовый альбом"). В конце 90-х годов Наумов пару раз приезжал в Россию и выступал перед хранящими ему верность почитателями. В 1997 в Питере был издан - без ведома самого артиста - альбом "Гадкий Утенок", включавший записи Наумова новосибирского периода. 
   Юрий Наумов относится к числу музыкантов, чье творчество с трудом поддается классификации и лежит вне традиционных жанровых рамок. Его песни несут отпечаток гитарной культуры белого блюза, однако в той же мере в них присутствуют отголоски городского романса, фолк-барокко, бардовской традиции, а тексты обнаруживают мощное поэтическое начало с виртуозной игрой слов и образов. 
   В 1998-99 годах Юрий Наумов сделал очень интересное музыкальное открытие, названное "Ассимметрией внутри ритма". Здесь приведен фрагмент эксклюзивного интервью с Юрием Наумовым, в котором он как раз рассказывает об этом открытии… 

   - Юра, расскажи о своем музыкальном открытии. 
   - Ну, смотри… Допустим, есть как бы некая логика повествования… Есть гармония мелодиведения (что-то наигрывает на гитаре)… Я разворачиваю какую-то мелодическую линию голосом… А теперь представь себе, что если ритмически-поступательно… (Играет, отбивая ритм ногой.) Допустим, слышишь вещь впервые, и ты можешь с первых секунд в нее включиться, потому что ритмически она сразу предсказуемая, в ней есть некий ритмический паттерн (от англ. pattern - образец, модель), который будет из такта в такт повторяться. Ты можешь, допустим, услышав вещь впервые, подшлепать ей ножкой, понимаешь? Покачивать головой, там, бить себя по коленке и так далее… Что же начинает происходить? Биение сердца - оно ведь ассимметрично. Тебе говорят, там, пульс нормальный, 70 ударов в минуту. На самом деле, если ты будешь слушать пульс пять минут, то в одну минуту он будет у тебя 67 ударов, в другую - 72, в третью - 70, в четвертую - 71 и так далее. Таким образом, вокруг осевого ритмического стержня будет как бы некий люфт, разболтанность в разные стороны, и это есть свойство жизни. Момент ассимметрии… 
    Для того, чтобы создать эмоционально-достоверный рассказ, с возрастом приходишь к тому, что… ты ничего не делал с ритмом. Ритм у тебя был всегда предсказуемый, поступательный. Понимаешь? Я не люблю аритмии, полиритмии… Стоит другая задача. Не меняя подлежащего ритма, создать эту иллюзию смены. Создать иллюзию того, что время начинает сжиматься и растягиваться. При том, что некая минута не превращается в 40 секунд, она равна 60 секундам. При этом, в 60-секундной минуте одна секунда не равна другой. Одна может быть равна двум секундам, другая - 0,6. Поэтому, вместо того, чтобы сыграть так (играет*), я играю так (играет снова*). Я начинаю так сжимать и растягивать время, при том, что подлежащий ритм остается. Вот потопай ножкой… (Дружно топотим ногами под гитару.) 
   - То есть, ритм поступательный сохраняется, но ощущение предсказуемости уходит. Не знаешь, что ты сделаешь в следующий момент… 
   - Да, но при этом я ведь его (ритм) не смещаю… Есть момент иллюзорности смещения ритма, но при том, что при пробегании стрелки по циферблату я не нарушил длительности этой минуты как таковой, я нарушил восприятие времени внутри этой минуты… Вот в чем вся фишка. Благодаря этому я достигаю более высокой степени эмоциональной достоверности. Как рассказчик я поднялся еще на одну ступень к некой точности передачи, как мне кажется… 

* К сожалению, продемонстрировать сами моменты игры в данной статье не представляется возможным, так что, рекомендую сходить на живой концерт Ю.Н.

   17 ноября, послезавтра Юрий Наумов возвращается в Нью-Йорк. Как он сам сообщил, следующий его приезд в Москву состоится в апреле 2000 года (концерты предварительно назначены на 16, 17 и 20 апреля). Кроме того, Юрий пообещал привезти в апреле совершенно новую акустическую программу и, соответственно, новый альбом. Будем ждать… 

Огромное спасибо Александру Кузнецову за помощь в сборе и подготовке информации.

09.12.2011
"Каково быть Звездой Рок-н-Ролла" (Ирина Тарабрина, декабрь 2011)
04.05.2011
Интервью с Юрием Наумовым и С.Калугиным для журнала "Ровесник" - оригинальная версия (Ирина Тарабрина, февраль 2011)
23.03.2011
"Рок-игра в ванной" - интервью С.Калугина накануне совместного с Ю.Н. концерта (А.Волков, "Известия/Неделя", 11 февраля 2011)
11.02.2011
"Медленный календарь Юрия Наумова" (Леонид Зоншайн, New York Entertainment Plus, январь 2011)
10.02.2011
«Понятия не имею о том, что такое «сольфеджио» Светлана Плотникова. 01.12.2008
09.02.2011
Из песни блюза не выкинешь… (Даша Симонова , 2007)
08.02.2011
Интервью (Жанар Секербаевa, газета "Инфо-Цес", г.Астана, 2006)
07.02.2011
Из Америки о России (Леонид Зоншайн, 2005)
06.02.2011
49 вопросов и ответов (Наталия Давыдова, 2004)
05.02.2011
33 вопроса и ответа (Елена Савицкая, 2004)








Copyright © 1997-2010 Mark "d0c" Ignatovsky



















commercial advertisement: