Путешествие из Петербурга в Москву через Нью-Йорк
Со времени своего отъезда в Америку осенью 1990 года Юрий Наумов уже четырежды приезжал с концертами в Россию, но так ни разу и не посетил Петербург. Это вдвойне непонятно, потому что широкая известность пришла к нему во второй половине 80-х именно в нашем городе, когда его клубные и квартирные концерты собирали рекордное количество слушателей. И вот, устав ждать, когда гора подойдет к Магомету, я отправился в Москву, в ЦДХ - на концерт американского музыканта Юрия Наумова.
Что заставило Юру покинуть Родину? Ведь к 90-му году за его плечами уже было лауреатство на V фестивале Ленинградского рок-клуба, 4 магнитоальбома, иметь которые считал себя обязанным каждый интеллектуал, тогда же Юре удалось, наконец, собрать собственную группу. Одним словом, после долгого периода безработицы и безденежья дела его пошли в гору - и вот, как гром среди ясного неба, разносится известие, что Юрий Наумов уехал из СССР. Навсегда.
Юрий Наумов: Дело в том, что Россия - это страна, где мое искусство обречено на смерть. Здесь люди обращают внимание на текст, и поскольку у меня между музыкой и текстом паритетный баланс, он был пропорционально представлен, но не пропорционально оценен. И когда я открыл этот феномен, то понял, что мне надо валить на Запад.
Му-Му: Но ты посмотри: три концерта в Москве -- и полные залы...
Юрий Наумов: Я до сих пор уверен в том, что момент тепла и заинтересованности сильно привязан к гостевому эффекту. Жил бы я сейчас на "Щербаковской" в Москве - никому не был бы нужен. Феномен, который я создал в звуке, вырос на российских предпосылках, но при этом оно все-таки не родное России искусство. Близкое, но чужое. Здесь люди эмоциональнее, душевней, теплее, но то, что им нужно - это слова. Меня это убивает просто. А там люди слушают музыку. Но я-то пишу песни, а не поэмы и не симфонии, так что тот тип сознания, который сложился в Америке, мне все-таки ближе. К сожалению, это связано с устойчивой языковой доминантой в русской культуре в целом. И культурные приоритеты сдвинуты гораздо больше в сторону Толстого и Достоевского, чем в сторону Брюллова, Чайковского или Анны Павловой. Это общий феномен страны, это не хорошо и не плохо. Это так. Поэтому, в итоге, я и уехал.
Му-Му: Как складывались твои дела за океаном?
Юрий Наумов: И в Америке я остался белой вороной. Наверное, это хорошо. Вот если случится, что культовость моя достигнет небывалых размеров, тогда и появятся директора-продюсеры, а я на все вопросы буду отвечать, что это, мол, не ко мне, а к тому-то и тому-то, а там сидит такой толстый дядька: "Йес! Вот ду ю вонт?".А так я сам - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Молодец, в общем.Недавно купил себе пульт, примочку весом в 3 кг - и градус моей самостоятельности увеличился. А в сущности, кем я был здесь, тем остался и там. Говорят, что в России я культовая фигура. Но там мне ничего подобного никогда не предъявлялось, собственно, я этого и не ждал. Представь, мне будет под пятьдесят, и я сыграю в Колонном зале Дома Союзов - это не исключено. Если б мне это сказали в 24 года, я б обалдел, а сейчас... Когда я этого хотел, мне оно не отломилось, а сейчас уже и не нужно.
Му-Му: Юра уехал, оставив в недоумении своих многочисленных друзей и поклонников, уехал от, не побоюсь этого слова, народной любви, которую не заменит никакая заграница. И хотя Юра считает себя более американцем, нежели русским, но и в Нью-Йорке он не смог вписаться в их систему шоу-бизнеса - все-таки большая часть его песен на русском языке, а музыка... Юра довольно часто выступает в нью-йоркских клубах, и на его концерты приходят как эмигранты из России, так и коренные американцы. Неужели статус "клубного" артиста в Америке завиднее статуса звезды в России? Тем более, что там пришлось начинать все с нуля - ходить по клубам на прослушивание, рассылать демо-записи. И все равно, для американцев он - чужой. Может имеет смысл вернуться?
Юрий Наумов: Надо видеть в этом смысл. Я могу приехать и увидеть, что есть несколько сот человек в 9 миллионной Москве, которые могут порадоваться моему появлению и послушать мои песни, и этого достаточно для того, чтобы эти встречи продолжались. Момент моего переезда принципиально к лучшему ситуацию не изменит. Возможность осуществить то, о чем я мечтаю, наверняка ухудшится. Приходит на меня полторы тысячи человек за два дня - это уже аншлаги, популярность. А на Хазанова и Киркорова будут в течение недели набиваться Лужники. Момент соотношения важен.
Му-Му: Ты уже несколько раз приезжал в Москву, а в Питере у тебя за эти 8 лет не было ни одного концерта...
Юрий Наумов: Вы слишком долго раскачиваетесь. Предложение от вашего клуба "Полигон" я получил только вчера, когда вся программа у меня была уже расписана буквально по часам, хотя в Петербурге я выступил бы с удовольствием. Так что, может быть, в другой раз.
Что ж, будем ждать другого раза. Юра приезжает в Россию в среднем раз в два года, так что: до встречи в двухтысячном.
Анатолий Платонов
|